Пройдите бесплатный аудит
Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и поможем найти подходящее для вас решение
ИП Желнин Дмитрий Александрович ИНН 780721014232 ОГРНИП 317784700208950
Публикации

Этапы установления санитарно-защитной зоны

Что нужно знать экологу предприятия и исполнителю работ при подготовке документов для установления СЗЗ? Какие подводные камни могут встретиться на этом пути? Об этом — в нашей сегодняшней статье.
В действующем законодательстве отсутствует прямое определение санитарно-защитной зоны, но федеральный закон №342-ФЗ, дополняя 19-ю главу Земельного кодекса, регламентировал:
  • цели установления зон с особыми условиями использования территорий;
  • их виды;
  • порядок установления, изменения и прекращения таких зон.
Согласно ст. 105 ЗК РФ, к одному из видов зон с особыми условиями территорий отнесена СЗЗ. Правила установления или изменения санитарно-защитных зон, определяющих объекты, в отношении которых это необходимо, прописаны в федеральном законе от 30 марта 1999 года №52-ФЗ; постановлении правительства РФ от 3 марта 2018 года №222, которое непосредственно определяет правила установления СЗЗ и использования земельных участков в границах этих зон; постановлении Главного государственного врача РФ от 25 сентября 2007 года №74 (оно утрачивает силу с 1 января 2022 года); постановлении Главного государственного врача РФ от 28 января 2021 года №3, которое отменяет предыдущее постановление, но имеет ограничительный срок применения — до 1 марта 2027 года.
Если проанализировать эти документы, то санитарно-защитная зона представляет собой специальную территорию с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов и производств, являющихся источниками вредного воздействия на среду обитания и здоровья человека. Такая мера обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами.
Требования по установлению санитарно-защитных зон распространяются не только на промышленные объекты и производства, но и на объекты транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и всего того, что является прямым или косвенным источником воздействия на среду обитания и здоровья человека.
Обязанность принимать меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха и обеспечения этого соответствия санитарным нормам возложена на органы государственной власти РФ и её субъектов, органы местного самоуправления, на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии со своими полномочиями.
Санитарно-защитная зона — своего рода защитный барьер для обеспечения безопасности населения при эксплуатации опасного объекта в штатном режиме. Её задача — не только снизить ущерб, причиняемый среде обитания и здоровью человека, но и отделить промышленные объекты от территорий жилой застройки, лечебно-профилактических учреждений, зон отдыха, дачных посёлков.
Размеры санитарно-защитных зон, различны, они зависят от вида производства или объектов. Установлены они постановлением Главного санитарного врача РФ №74. Очевидно, и это закреплено законодательно, что чем выше риск неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровья человека, тем большую территорию занимает СЗЗ.
Но вот выяснилось, что потребность в установлении СЗЗ есть. Существует 5 классов опасности промышленных объектов и производств, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, шума, вибрации и других вредных факторов, а также с учётом мер по уменьшению влияния на среду обитания и здоровья человека.
Ориентировочные размеры для 5 классов опасности колеблются от 50 метров для промышленных объектов и производств 5 класса до 1000 метров для объектов 1 класса:
  • 1 класс – 1000 метров.
  • 2 класс – 500 метров.
  • 3 класс – 300 метров.
  • 4 класс – 100 метров.
  • 5 класс – 50 метров.
Для объектов 1-3 класса опасности, а также в случаях, когда санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, для установления зоны разрабатывается проект её ориентировочного размера с расчётами ожидаемого загрязнения и уровня физического воздействия на атмосферный воздух. Этот проект должен обязательно содержать результаты натурных исследований и измерений, подтверждающие выводы.
Важно учитывать: законодательство даёт возможность изменения размера санитарно-защитной зоны для предприятий с 1 по 5 классы опасности при наличии определённых условий. Таких, как проведение мероприятий, использование технологий и оборудования, приводящих к снижению воздействия и уменьшению ПДК и ФДУ. В этих случаях размеры СЗЗ могут быть уменьшены по решению Главного санитарного врача РФ или его заместителя.
После того, как получено документальное подтверждение необходимости установления санитарно-защитной зоны, настаёт очередь проектирования СЗЗ. Эколог и руководство предприятия должны понимать: для объектов с 1 по 3 класса опасности разработка проекта является обязательной. Этим занимаются профессионалы — юрлица или ИП, имеющие права на такой вид деятельности.
В начале разрабатывается предварительная (расчётная) версия будущей СЗЗ. Учитываются данные:
  • расчётов
  • натурных исследований
  • рассеивания загрязнённого воздуха с учётом «розы ветров» данной местности
  • физические факторы (шум, вибрация, электромагнитные волны).
После этого нужно определить физическое воздействие на окружающую среду. Здесь за основу берётся характер источника загрязнения, технологические особенности предприятия и другие факторы.
Консультации по земельным вопросам в СПб – ежедневная работа компании. Обращайтесь к нам, продумаем все возможности решения задачи и подробно разберем именно Вашу ситуацию - для этого в комментариях к заказу укажите, пожалуйста, кадастровый номер участка.

Готовим проект ПЗЗ: что в него входит

Этот документ должен учитывать множество показателей: расчёт и установление границ санитарно-защитной зоны; анализ деятельности предприятия по образованию отходов и использованию водных ресурсов; характеристику природной среды в регионе предприятия санитарно-защитной зоны.
Границы и размер ПЗЗ устанавливаются непосредственно от источников химического, физического и биологического воздействия так называемых выбросов, либо от границы промышленной площадки до её внешней границы. А что делать, если какие-то показатели не совпадают? В таких ситуациях решение по размеру санитарно-защитной зоны принимается по варианту, обеспечивающему максимальную безопасность для здоровья людей.
Может возникнуть предложение, которое так и напрашивается — а давайте-ка временно сократим объёмы производства? Ведь количество выбросов уменьшится. Для таких идей существует постановление главного санитарного врача РФ, где говорится, что временное сокращение объёмов производства не является основанием для пересмотра принятого размера санитарно-защитной зоны.
Согласно п. 16 правил установления ПЗЗ, проект должен содержать:
  • сведения о размерах зоны;
  • сведения о границах зоны, включая наименование административно-территориальных единиц;
  • графическое описание местоположения границ такой зоны;
  • перечень координат, характерных точек границ, причём в системе координат, используемой для ведения единого государственного Реестра недвижимости;
  • обоснование этих размеров и границ, в том числе с учётом расчётов рассеивания выбросов и физического воздействия;
  • оценку риска для здоровья человека;
  • перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны.
Если же установление ограничений использования земельных участков не предусмотрено, в проекте приводится обоснование возможности использования земельных участков для размещения определённых типов объектов, перечисленных в правилах. Например, производство и хранение лекарственных средств, переработка сельхозпродукции.

Проект готов. Что дальше?

Вам понадобится получить экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы и решение об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны. На данном этапе нужно обратиться в органы Роспотребнадзора.
Какие документы необходимо представить? Как происходит получение заключений, принятие решения? В Роспотребнадзоре разъясняют: на проект оформляется экспертное заключение любой экспертной организации, имеющей разрешение на данные виды работ. Затем подаётся заявление в управление Роспотребнадзора по субъекту, где расположен объект, на получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект. На рассмотрение заявления уйдёт 15 рабочих дней, если документ приносится напрямую в управление, и 20 календарных дней, если вы делали это через портал Госуслуги.
В соответствии с п.4.1 санитарных правил 1200-03, которые действуют на сегодняшний день, «установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов проводится с учётом результатов натурных исследований, измерений атмосферного воздуха, уровня физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, которая входит в состав проекта».
Необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект, обоснование размеров будущей СЗЗ. В случае определения объекта как источника воздействия вы должны предоставить данные об уровнях физического, биологического или химического воздействия на атмосферный воздух на границе СЗЗ от аккредитованной лаборатории.
После этого обращайтесь в управление Роспотребнадзора с заявлением об установлении СЗЗ.
Если объект не является источником воздействия (0 метров от границ промплощадки), то представлять в адрес Роспотребнадзора результаты исследования не требуется. Но при этом, в соответствии с п.73 санитарных правил 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных и общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, всё равно обязаны подтверждать расчётные данные путём проведения лабораторных и инструментальных исследований, выполненных в рамках программы производственного контроля.
Согласно п.6. правил постановления правительства РФ №222, в отношении тех объектов, которые ещё не введены в эксплуатацию, установление ПЗЗ проводится в один этап.

Экспертиза одобрила проект ПЗЗ. Дальше — ЕГРН

Чтобы подтвердить легитимность существования СЗЗ требуется внесение сведений о ней в единый государственный Реестр недвижимости. Большинство необходимых документов предоставляется в электронной форме. Эти документы могут быть подготовлены как кадастровым инженером, так и любым исполнителем, обладающим соответствующими компетенциями.
Какие вопросы чаще всего возникают на этом этапе? Предлагаю рассмотреть основные.
1. Имеют ли решения об установлении санитарно-защитной зоны срок? Нет. Если решение об установлении санитарно-защитной зоны принято после 1999 года, то на сегодняшний день оно может быть использовано при установлении санитарно-защитной зоны.
2. Какие особенности есть при направлении документов в порядке межведомственного взаимодействия? Документы должны быть подготовлены в электронном виде в виде xml-файла. Требования к xml-файлу — размещение на сайте Росреестра. XML-файлы должны быть подписаны двумя сторонами — исполнителем работ и заказчиком. Кадастровый инженер подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью, плюс должна быть вторая подпись — Роспотребнадзора.
3. Какие особенные требования предъявляются к подготовке плана объекта, границ санитарно-защитной зоны? Здесь главное — читаемость. Чертёж в формате pdf должен отоборажать границы, точки санитарно-защитной зоны.
4. Что необходимо учесть при подготовке xml-файла, чтобы эти документы прошли и зона была внесена в ЕГРН? Вид/тип зоны, санитарно-защитная зона, наименование должно соответствовать решению об установлении санитарно-защитной зоны. Должны быть указаны все ограничения и обременения, установленные для конкретной СЗЗ.

Внесение в ЕГРН

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. А положения о санитарно-защитных зонах утверждаются правительством РФ.
Порядок внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территории регламентируют следующие нормативно-правовые акты:
  • Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
  • Правила предоставления документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, утверждённые постановлением правительства РФ №1532 от 31.12.2015 года;
  • Постановление правительства РФ №222 от 03.03.2018 года «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использовании земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в её границах, считаются установленными со дня внесения сведений в единый государственный Реестр недвижимости.

Какую информацию нужно внести в ЕГРН?

Статьёй 10 федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и п. 90 Порядка ведения ЕГРН установлен состав сведений, подлежащих внесению в ЕГРН о зонах с особыми условиями использования территорий:
  • индивидуальные обозначения зон, вид, тип, номер, индекс и другие обозначения;
  • описание местоположения границ зон;
  • наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении данных зон;
  • реквизиты решений органов государственной власти установления и изменения зон, объектов недвижимости в пределах зон;
  • срок, на который установлена зона с особыми условиями использования территории или указание, что зона с особыми условиями использования территории установлена бессрочно;
  • содержание ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.
Согласно ст.32 федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти, в случае принятия ими решения, обязаны направлять документы для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия. При отсутствии технической возможности использовать сеть Интернет документы предоставляются на электронных носителях. Но лучше всего обратиться в региональную структуру Росреестра, либо зайти к ним на сайт, и заранее уточнить всё, что вас интересует.

Кто решает судьбу СЗЗ?

Решение об установлении изменений или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы:
  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении объектов 1 и 2 класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями групп объектов, в состав которых входят объекты 1 и/или 2 класса опасности, а также в отношении объектов, не включённых в санитарную классификацию.
  2. Территориальные органы федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении объектов 3 – 5 классов опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты 3-5 классов опасности.
Чтобы сведения о вашей СЗЗ были приняты в Росреестре, подготовьте следующие xml-схемы для формирования документа, воспроизводящего сведения об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территории:
  • XML-схема ZoneToGKN_v05;
  • XML-схема, предназначенная для формирования XML-документа «Описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории», TerritoryToGKN_v01.
В Приказе Минэкономразвития №650 сказано, что координаты характерных точек границ зон с особыми условиями использования территории определяются с точностью не ниже точности картографической основы ЕГРН наиболее крупного масштаба, созданной на территории кадастрового квартала, в котором расположена граница.
Если местоположение части границы определено на основании местоположения границы, уточнённого в ЕГРН земельного участка, точность определения координат характерной точки такой части границы должна быть равна точности определения координат характерных точек границ такого земельного участка, за исключением случаев, когда сведения ЕГРН о местоположении границы земельного участка требуют уточнения.
Обратите внимание ещё и на то, что в электронные документы раздела «План границ объекта» формы графического описания местоположения границ о зоне не включаются. Их нужно приложить в виде файла в формате pdf.

Проверка заверения документов электронной подписью: важны нюансы

В процессе подготовки всей необходимой документации проверьте наличие двух подписей:
  1. Органа, принявшего акт. Должна стоять подпись именно представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту федерации для 3-5 классов опасности
  2. Лица, подготовившего документ. Например, кадастрового инженера.
Если все документы подготовлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и заверены УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись), то по результатам рассмотрения принимается решение о внесении сведений в ЕГРН. СЗЗ получает реестровый номер и именно с этой даты считается установленной.
Если в документацию всё-таки вкралась ошибка, орган регистрации прав в срок не позднее, чем 15 рабочих дней со дня поступления документов направляет вам уведомление о невозможности внесения сведений в ЕГРН в рамках ч.2 ст.34 закона «О государственной регистрации недвижимости». Для этого должны быть следующие основания:
  • решение, принятое органом государственной власти или органом местного самоуправления, к полномочию которых не отнесено принятие таких решений;
  • в составе направленных документов отсутствует описание местоположения границ соответствующих зон;
  • поступившие документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, в том числе не подписаны электронной подписью в соответствии с законодательством РФ;
  • для внесения сведений в ЕГРН не представлены документы, необходимые для предоставления;
  • форма или содержание поступивших документов не соответствуют требованиям законодательства.
Как узнать о том, что зона внесена в Реестр границ, если документы направлялись органами Роспотребнадзора? Порядок предоставления сведений установлен приказом Минэкономразвития №968. В этом же приказе приведены формы запросов, которые направляются в органы регистрации прав.
Для получения сведений о зонах с особыми условиями использования территории в орган регистрации прав должен быть направлен запрос, который соответствует форме №4, приложение №4 к приказу.
Запрос можно направить любым удобным для вас способом — через МФЦ, почтовым отправлением, через web-сервисы либо через официальный сайт Росреестра. Обратите внимание: обязательным реквизитом для заполнения в запросе является реестровый номер соответствующей зоны. Если вы не знаете реестровый номер, то можно запросить кадастровый план территории. В одном из его разделов будут содержаться сведения обо всех зонах, которые входят в этот кадастровый квартал. Проанализировав соответствующий раздел, выбираете нужную вам зону и направляете запрос.
Ещё сведения о зонах с особыми использованиями территории можно получить посредством публичной кадастровой карты. Там вы найдёте информацию о виде зоны, её реестровый номер, наименование и ограничения, которые установлены для неё.
…В нашей статье мы рассмотрели этапы установления санитарно-защитной зоны, начиная от проекта и заканчивая получением сведений о таких зонах из ЕГРН. Эта информация позволит вам избежать ошибок, а также сократит временные затраты на установление и внесение сведений в ЕГРН санитарно-защитных зон.
Дмитрий Желнин, управляющий партнёр «Митсан Консалтинг».