Я в СМИ - Дмитрий Желнин

Письмо Минфина России от 16 января 2023 г. № 03-05-04-01/2101 – тревожный колокольчик или набат для объектов бытового обслуживания?

Управляющий партнер “Митсан Консалтинг” и автор курса "Как зарабатывать на снижении налогов на недвижимость" Дмитрий Желнин помогает разобраться в этом вопросе и детально разъясняет ГАРАНТ.РУ письмо Минфина России от 16 января 2023 г. № 03-05-04-01/2101.
Письмо, о котором идет речь выше, касается уточнений и дополнений ст. 378.2 Налогового кодекса "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества".
Линия Минфина России в течение последних лет развивается с фокусом на то, чтобы с 2025 года осуществить тотальный переход к единой системе начисления налогов на имущество организаций с применением кадастровой стоимости в качестве налоговой базы.
И согласно ст. 378.2 НК РФ для всех объектов торговли, общественного питания, офисных и коммерческих объектов этот метод уже применяется. Также в этой статье упоминаются и объекты бытового обслуживания.
Второе, что важно знать из ст. 378.2 НК РФ является то, что кадастровая оценка в качестве налоговой базы применяется для объектов недвижимости, которые внесены в соответствующий региональный перечень. Для внесения в него недвижимость должна отвечать хотя бы одному из двух признаков:
  1. Соответствовать типу объекта – быть коммерческим, торговым, офисным или объектом бытового обслуживания.
  2. Находиться на земельном участке, вид разрешенного использования которого предполагает размещение вышеуказанных объектов.
Но существовала одна проблема: объекты бытового обслуживания оставались в слепой зоне. Кодекс просто не содержал определения самого понятия, товаров и услуг, которые относятся к данному виду деятельности.
Именно эту проблему и попытался решить Минфин РФ своим письмом. Но при этом создал другую - более сложную и потенциально опасную для экономики России.
Очередное уточнение законов ставит под угрозу саму возможность выживания малого предпринимательства...
В результате к "бытовым услугам" отнесены более 100 видов услуг, вот некоторые из них:
  • пошив любой одежды;
  • деятельность по ремонту и изготовлению мебели;
  • изготовление ювелирных изделий;
  • автомобильный сектор – станции техобслуживания, шиномонтажи, мойки;
  • услуги дизайнеров, фотографов, художников;
  • ремонт бытовой техники;
  • прачечные и химчистки;
  • услуги по оздоровлению – СПА, бани (исключение составляют фитнес-центры и специализированные спортивные учреждения) и др.
С полным списком всех услуг можно ознакомиться здесь.
Одним словом, практически ВЕСЬ малый бизнес, микробизнес и индивидуальное предпринимательство теперь автоматически отнесены к юрлицам, ,а значит налогообложение их объектов недвижимости должно осуществляться на базе кадастровой стоимости. А это станет для них непосильной ношей.
Проблема в том, что такой переход в разы увеличит налоговое бремя малого бизнеса, так как:
  • сделает невозможным применение УСН;
  • как следствие, не позволит избежать уплаты налога на имущество.

Сомнительный характер

Минфин России в своем письме ссылается на Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2022 г. № 305-ЭС21-27837, опираясь на которое утверждает справедливость своего решения.
Однако в данном судебном прецеденте речь шла о частном случае привлечения ИП к ответственности за совершение налогового правонарушения из-за совмещения применения УСН с ПСН. Нет ни слова об уточнении понятия "объекты бытового обслуживания", кадастровой стоимости объектов, толковании принципов налогообложения. Юридически обоснованной связи рассматриваемого письма и данного определения просто нет.

И немного о надежде

Очевидно, что до тех пор, пока мы не перейдем к налогообложению от кадастровой стоимости, Минфин будет находить другие способы выжать из бизнеса все возможное и не очень. Сейчас в зону риска попал весь малый бизнес, за счет которого Минфин России увеличил базу налогоплательщиков, одновременно увеличив и сами налоги. Но!..
Такова позиция Минфина России. На региональных уровнях решения могут быть несколько иными. Надеемся, более лояльными по отношению к малому бизнесу. Дело в том, что в любом случае должен соблюдаться законный принцип применения кадастровой оценки в качестве налоговой базы только при условии внесения объекта (в том числе объектов бытовых услуг) в соответствующий региональный перечень, о котором мы говорили чуть выше. Как минимум, региональные власти могут быть более сдержанными в огульном внесении всех объектов бытовых услуг в этот перечень или будут изысканы пути дополнительных льгот и возможностей для малого бизнеса. Если же этого не произойдет, то интересы малого бизнеса могут быть защищены судебной практикой даже в противовес мнению министерства. Когда речь идет о выживании, способы не выбирают.