Я в СМИ - Дмитрий Желнин

Почему мы (не) должны платить налоги: 6 причин

«— Уж не думаете ли вы, мистер Риарден, что смерть и налоги — единственное, во что можно верить? Что ж, о первом я ничего не могу сказать, здесь я бессилен, но, если я сниму бремя второго, люди увидят связь между этими двумя понятиями и поймут, какую счастливую, более продолжительную жизнь они могут обрести. Они смогут принять в качестве абсолюта не смерть и налоги, а жизнь и производство и сделать их основой своего нравственного закона».
Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи»
Теперь приведем 6 причин, по которым стоит задуматься об уменьшении налогового бремени прямо сейчас. Поехали!

Первая причина. Справедливое налогообложение: как это было раньше у нас, как это теперь у них?

Основная цель работы нашей компании — способствовать установлению справедливого налогообложения. Ведь налоговое бремя для многих предприятий становится серьёзным препятствием на пути к успеху. Однако грамотный подход и оптимизация налогообложения по имущественному сбору позволит руководителям предприятий значительно снизить фискальную нагрузку. Оптимизация имущественных налогов организации – это не уклонение от их уплаты, а процесс, с помощью которого собственник предприятия может законным способом уменьшить расходы.
Кто-то может возразить — мол, этот вид налога является некой данью традиции, так повелось испокон веков. Бесспорно, это так. Но! Наши предки платили исключительно земельный налог. Именно земля служила в Древней Руси главным источником пополнения казны государства. И, конечно, была, как мы сейчас говорим, объектом налогообложения. Между прочим, предки-то наши щи не лаптем хлебали — они-то как раз не стеснялись «оптимизировать налоги».
Яркий, но вполне обычный для тех времён пример: в середине ХVII-го века в Российском царстве-государстве использовалось так называемое подворное обложение, когда «налогооблагаемой базой» служили … заборы. То есть подворная подать налагалась на дворы, которые были огорожены. Проще говоря, «один забор — один двор — одна подать». И уже тогда «продуманные» налогоплательщики эффективно снижали налоговые платежи, обнося единым забором сразу несколько дворов. Такая оптимизация налогообложения была в порядке вещей, поскольку вполне соответствовала действовавшим законным уложениям.
Теперь вернёмся в наше время. Сегодня нам приходится иметь дело сразу с тремя отдельными «податями»:
  • налогом на землю;
  • налогом на имущество юрлиц;
  • налогом на имущество физлиц.
Хочется верить: медленно, но верно мы приближаемся к осознанию того безусловного факта, что понятие «недвижимость» включает в себя не только земельный участок, но и всё, что неразрывно связано с ним.
Таким образом, земельный налог должен — в идеале — оставаться единственным налогом на недвижимость. Так, как это и делается в современных развитых экономических системах, где доход от налога на землю (с учётом находящихся на участке строений) является для местных бюджетов основным. К примеру, в Германии и Франции этот показатель составляет порядка 75%, в США — ни много, ни мало 95%.
Чтобы воспользоваться услугой «Снижение земельного налога» оставьте заявку на нашем сайте, с указанием кадастрового номера участка и в сжатые сроки получите расчет перпектив экономии и методы налоговой оптимизации.
Кстати, в большинстве стран применяется именно кадастровый метод исчисления земельного налога. Но где-то, как в Италии, используются поправочные коэффициенты, позволяющие приблизить кадастровую стоимость к рыночной цене; во Франции оценщики устанавливают стоимость земли, исходя из её реального производственного назначения. Американцы учитывают такие показатели, как:
  • степень использования земельного надела;
  • альтернативные продажи аналогичных объектов;
  • капитализация доходов.
Я считаю, было бы разумно обратить внимание на зарубежный опыт. Однако сейчас нам с вами приходится исходить из предложенных обстоятельств. И очень-очень зорко отслеживать каждый нюанс, даже самый, на первый взгляд, незначительный. Ведь правильная оптимизация налогообложения (то есть осуществляемая законными методами), прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение вашей компании на рынке. Однако особенности нашего менталитета таковы, что это сакральное знание открывается нам далеко не сразу.

Вторая причина. Два раза за одно: стоит ли платить дважды?

Рачительные хозяева никогда не станут платить дважды за одно и то же. И, конечно, не будут игнорировать нормы действующего законодательства, позволяющие снижать налоговое бремя на недвижимое имущество.
На сегодняшний день складывается следующая картина. Если вы на своём собственном участке построите небоскрёб, то стоимость этого участка заметно возрастёт. По факту получается: вы владеете землёй, платите с неё налог. Сравнительно небольшой — пока участок пустует. Но стоит вам построить на нём что-либо, и жизнь заиграет новыми красками. Ведь теперь придётся платить:
  • за строение, возведённое на свои кровные (не играет роли, небоскрёб это или сарай);
  • за обладание земельным участком, стоимость которого возросла в силу повысившейся экономической привлекательности — прежде всего, благодаря появившемуся на нём строению.
Получается, вы изрядно вложились, чтобы увеличить себе налог. Разве это справедливо? А ведь именно принцип справедливости налогообложения декларируется в нашей стране как базовый. Логично предположить, что мы можем и должны самостоятельно позаботиться о снижении собственного налогового бремени в тех случаях, когда для этого имеются законные основания.
Да, именно так: не уходить от уплаты, а уменьшать сумму при помощи абсолютно легитимных мер, предусмотренных российским законодательством. Допустим, пользоваться льготами (о которых знают не все) или же умело применять различные коллизии, присутствующие в нормативных актах. Но здесь, конечно, не обойтись без консультации с компетентными специалистами. Только профессионалы смогут не только выявить все возможности для минимизации налогов, но и аргументированно, доказательно обосновать их применение.
Общепринятые критерии справедливости в контексте нашего разговора подразумевают:
  • уважение к чужой собственности
  • пропорциональное распределение издержек и (или) выгоды от совместной деятельности
  • внесение справедливой доли в общее благосостояние.
В процессе строительства любого сооружения (читай: будущего объекта налогообложения!) мы вынуждены платить множество различных налогов, сборов и пошлин. НДС, НДФЛ (если речь идёт о физлицах), различные сборы за подключение коммуникаций, ввозные пошлины за закупку иностранных строительных и отделочных материалов, которые априори заложены в их стоимость. В конце концов, все эти налоги, уже неоднократно оплаченные, включаются в стоимость будущего имущества.
Более того, некоторые регионы в благородном стремлении пополнить бюджет достигли истинного совершенства: там кадастровая стоимость, основной целью которой является налогообложение имущества, мистическим образом включает в себя налог на добавленную стоимость. В итоге мы платим налог с налога. А значит, ни о какой справедливости речь даже не идёт.
….Говоря “мы”, я имею ввиду законопослушных налогоплательщиков, нацеленных на честное выполнение своих налоговых обязательств. Это означает, что мы всегда должны быть к готовы к эффективному сотрудничеству с налоговыми структурами. Потому что в подавляющем большинстве случаев завышение налоговых платежей — это результат не злого умысла, а следствие банальной ошибки в расчётах.
Выбор рационального способа оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости – ежедневная работа компании. Обратитесь к нам, продумаем все возможности решения задачи.

Третья причина. Без меня меня женили

Не стоит бояться снижать налоги. Но, чтобы эта установка прочно закрепилась в вашем сознании, важно понять: такого варианта регулирования, когда государство само устанавливает для нас стоимость недвижимости, с которой мы будем уплачивать налог, не наблюдается ни в одном другом способе налогообложения. Поэтому ситуацию с имущественным налогом можно смело назвать уникальной во всех отношениях.
К примеру, размер налога на прибыль, согласно 25-й главе Налогового кодекса РФ, напрямую зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятия. Существует установленная законом ставка (именно ставка, а не налоговая база!) — 20%. Так вот, размер прибыли, с которой будут браться эти 20%, определяется исключительно рыночными механизмами. Это тот самый случай, когда полностью соблюдается принцип свободы договора и свободы формирования цены на рынке.
Совсем иначе дело обстоит с налогом на недвижимость, где государство не только определяет ставки налога, но ещё и, по сути, диктует размер кадастровой стоимости, из которой этот налог будет рассчитываться. Всё равно, что мы с вами начали бы самостоятельно назначать цену товарам и услугам, совершенно не спрашивая мнения тех, кто их производит или предоставляет.
Как рассчитывается стоимость для целей налогообложения имущества — а именно кадастровая стоимость — руководители предприятий, имеющих на балансе объекты недвижимости и земельные участки, за прошедшие несколько лет уже успели понять. Точнее, не столько понять, сколько ощутить на себе. Ведь собственникам, как физическим, так и юридическим лицам, нередко приходится сталкиваться с несправедливостью установления ценности того или иного недвижимого имущества из-за неправильно выполненной оценки.
Воспользовавшись услугой «Снижение налога на имущество», вы получите в сжатые сроки бесплатный расчет возможной и варианты налоговой оптимизации. Уникальные методы компании Митсан, включая механизм обоснования и понижения налоговых ставок, работают не только на результат, но и экономят время и финансы клиентов.

Четвертая причина. Ищем не там, где потеряли, а там, где светло

Приходится признать: в нашей стране имущественные налоги собираются по принципу «ищем не там, где потеряли, а там, где светло». И это тоже одна из тех налоговых несправедливостей, которые наиболее ощутимо бьют по бюджету предпринимателей разного уровня. Если в целом российская система налогообложения благодаря цифровизации стала значительно проще, мобильнее, в том числе процесс оценки налогооблагаемых операций и контроль за оборотом денежных средств, то в отношении налога на недвижимость сложилась диаметрально противоположная ситуация.
Становится всё более очевидной необходимость проведения инвентаризации всех объектов недвижимости в стране, включая землю. Ни для кого не секрет, что значительная часть сооружений и участков не поставлены на кадастровый учёт. То есть они не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Пользуясь странной логикой собственного изобретения, власти усиленно пытаются собирать повышенные налоги с известных им объектов.
Полагаю, всем нам знаком замечательный «Принцип дисбаланса», или «Правило 20/80» — закономерность, которую вывел экономист и социолог Вильфредо Парето. Речь идёт о том, что 80% результатов достигается за счёт приложения 20% усилий — и наоборот. Даже если процесс с виду автономный и не требует чьих-то усилий, вы почти наверняка найдете в нём пропорцию 20/80 или очень близкую.
В случае с налогом на имущество порой создаётся впечатление, что власть поставила этот принцип с ног на голову и пытается добиться успеха, собирая с 20% недвижимости 80% налогов. Это неправильно; если бы государство задействовало все имеющиеся у него инструменты для выявления и постановки на учёт всех объектов недвижимости, можно было бы:
  • увеличить собираемость имущественных налогов;
  • снизить сумму затрат для каждого налогоплательщика.
Как бы это ни парадоксально звучало.
Смотрите, можно собрать по 100 рублей с 20 налогоплательщиков, и государство заработает 20 000. А можно собрать по 50 рублей с 80 налогоплательщиков. Государство заработает в два раза больше, но налоговое бремя каждого плательщика уменьшится вдвое!
Сделав кадастровую стоимость более справедливой, ставки налогов при этом меньше, включив в перечень налогооблагаемых объектов большую часть недвижимости страны, можно существенно увеличить доходы бюджет и сократить расходы налогоплательщиков.
Но пока государственная машина не проявляет заметной поворотливости в установлении тех самых 80% неплательщиков, задача 20% законопослушных и добросовестных — стать кузнецами своего счастья, снижая размеры платежей законными способами. Сделать налоги на имущество справедливыми.

Пятая причина. Справедливое налогообложение — это наша с вами задача

В предыдущих пяти пунктах мы с вами основательно покритиковали родное государство, но зато можем предложить неплохой рецепт — как ему помочь. Одним из хорошо проверенных средств для улучшения экономической ситуации является грамотная оптимизация существующей системы налогообложения, даже на одном отдельно взятом предприятии. Занимаясь законной оптимизацией налогов, вы, таким образом:
  • помогаете государству лучше администрировать эти средства;
  • показываете слабые места системы.
Более того, именно вы своими действиями способствуете формированию системы справедливого качественного налогообложения. То есть делаете существующую систему налогообложения точнее, честнее, справедливее.

Шестая причина. Ошибаться свойственно всем

Ещё один немаловажный момент. С одной стороны, в государственных структурах — и налоговые службы, конечно, не являются здесь исключением, — работают обычные люди. Такие же, как мы с вами. А людям свойственно ошибаться. Значит, налоговые расчёты, абсолютно верные с точки зрения налогового инспектора, не всегда являются таковыми. Не стоит слепо и безоговорочно доверять налоговикам, как это часто происходит.
С другой стороны, многие налогоплательщики тоже не без греха. Многие просто плывут по течению, продолжая из года в год платить несправедливо завышенные налоги. Есть и такие, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов, нарушая действующее законодательство. Но про них я даже не считаю нужным говорить.
Если вас заподозрят в незаконной оптимизации налогообложения — поверьте, мало не покажется. Это та самая овчинка, которая не стоит вообще никакой выделки. Все ваши действия должны иметь абсолютно законное обоснование. Добиваться справедливости обманным путём нельзя. Помочь может исключительно законная оптимизация. И никаких агрессивных методов — только прогрессивные, то есть регламентированные действующими нормативными актами.
Провести оптимизацию налогов своими силами очень непросто. Это как с медицинским диагнозом: согласитесь, всегда лучше поинтересоваться мнением 2-3 специалистов, чтобы получить максимально полное представление о том, что же с вами происходит, и выработать стратегию дальнейшего лечения. И в налоговой оптимизации без вмешательства профессионалов здесь никак не обойтись. Удачи вам!